Комплект казахского конского снаряжения

Представителя высшей степной аристократии.

Описание

Происхождение XIX век.
Материал Ковка, литье, резьба, насечка серебром, гравировка, чеканка.

Дополнительная информация

Представленный комплект конского снаряжения, представителя высшей степной аристократии состоит из нахвостника (құйысқан), нагрудника (өмілдірік) и узды со сбруей (жүген, ауыздық) – деталей конского снаряжения с металлическими накладками. Попона конская (тоқымдық, ат жабуы) изготовлена из шерсти, металла, серебра, кожи и ткани в техниках серебрения. Стремена (үзеңгі) изготовлены из металла, методом ковки и литья. Примерный регион изготовления конского снаряжения – Жетысу (Семиречье).

В данный комплект конского снаряжения входит узда с двумя серебряными медальонами, в одном из которых указано имя конкретной исторической личности, а на втором медальоне изображен орнамент. Помимо этого, в двух малых медальонах указаны даты, по всей вероятности связанные с особыми событиями в жизни заказчика. Это может быть и дата рождения, дата первой поездки верхом (казахская традиция тоқымқағар – молодого всадника сажают первый раз в седло для самостоятельной езды верхом), дата изготовления седла. Исходя из этого, можно отметить, что снаряжение было изготовлено на заказ для особого события. Текст на узде написан с использованием староказахского алфавита на основе арабской графики (усулю кадим, қадим жазуы, ескіше жазу).

Имя имеет несколько способов прочтения – Үмбетәлі или Үметалы, что переводится в первом случае с арабского как «великая надежда», «великий потомок», в случае с именем отца все ясно. Дата 18 апреля читается отчетливо, вторую дату можно читать как 30 ноября, так и 30 сүмбіле (название августа по тюркскому/староказахскому календарю).

Одной из важных областей искусства казахских народных мастеров в прошлом было украшение предметов конского снаряжения: седел, чепраков, сбруи и попон. Традиция эта имеет древние корни и связана, в первую очередь, с той огромной и исключительной ролью, которую на протяжении многих тысячелетий играла верховая лошадь в жизни и мировоззрении кочевников.

«Конь – крылья человека», – так гласила старинная казахская поговорка, и в ней таился глубокий смысл. Лошадь была верным другом и спутником воина степи – на всех этапах его жизни.

Работа казахских мастеров- зергеров в данном комплекте конского снаряжения дает яркое представление о богатстве и художественных достоинствах этой отрасли казахского народного искусства обработки металла.

Заказать звонок
+
Жду звонка!